Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая пользование данным сайтом, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
«Животный мир... служит источником для получения... пищевых продуктов и других материальных ценностей»; отстрел животных должен осуществляться «гуманными способами».
За годы Советской власти достигнуты большие успехи в деле восстановления поголовья некогда, почти истребленных животных. Возрожден сайгак, резко возросла численность лося и северного оленя, широко расселены кабан, косуля, благородный олень. В лесах, тундрах, степях России обитают миллионы копытных, могущих давать продукцию высокого качества.
Охота на копытных в нашей стране в последние десятилетия стала массовой. Значительно возрос ее экономический эффект. Однако конечный результат деятельности охотников — мясо диких копытных — иногда попадает на стол потребителей не в лучшем виде. «Мясо всегда бывает низкого качества, если оно получено от подранков, переутомленных, загнанных животных или, имеющих многочисленные огнестрельные раны и различные травмы...»
Причина такого положения — в использовании несоответствующего оружия. В настоящее время применение нарезного оружия для отстрела копытных ограничено, а в ряде районов его использование вообще запрещено. Применение гладкоствольного оружия понижает рентабельность отстрела, наносит серьезный ущерб поголовью появлением многочисленных подранков, не позволяет вести селекционный отстрел. Именно поэтому-то во многих странах применение гладкоствольного оружия для отстрела копытных или запрещено, или ограничено.
Так, в Венгрии оленя, лань, косулю, кабана разрешается отстреливать исключительно из нарезного оружия калибра не ниже 6,5 мм. В Норвегии северного оленя можно стрелять из карабинов калибра 8 мм и крупнее. Из карабинов меньшего калибра можно применять лишь те, в которых используются достаточно мощные патроны 6,5X55 и 7,62X63. В ГДР гладкоствольное оружие можно применять лишь на таких охотах, где стрельба по копытным ведется на расстояние до 50 м, а на больших дистанциях для отстрела оленей, кабанов и косуль используют комбинированные ружья или штуцера под патроны 7X57 R; 7Х 65 R; 8X57 IRS.
Возможно Вас также заинтересует следующее:
Чтобы узнать всю интересующую информацию, обращайтесь по телефону или электронной почте.
Чтобы узнать всю интересующую информацию, обращайтесь по телефону или электронной почте.
Нарезное оружие
В России выпускается нарезное оружие под патроны 5,6X39; 7,62X51; 9x53. Кроме того, продолжает применяться нарезное оружие прежних лет выпуска под патроны 7,62Х53; 8,2X66. Выпускается также ряд моделей малокалиберных карабинов для отстрела мелкого пушного зверя. Именно такой ассортимент нарезного оружия и патронов теоретически обоснован.
Г. Карагодин, отстаивая универсальность патрона 7,62X51, утверждал, что этот патрон отработан «взамен 9-мм патронов 9X53» и одинаково пригоден для отстрела кабана, лося и медведя, «признан основным крупнокалиберным охотничьим патроном», а также «имеет более высокие баллистические характеристики» по сравнению с патроном 9X53; «по своему убойному и останавливающему действию» — самый мощный из существующих пулевых патронов. Идея о возможности применения одного и того же патрона для охоты на животных, принадлежащих к самым различным группам дичи, попала в такое фундаментальное издание, как каталог «Спортивно-охотничье оружие». Там говорится, что карабин «Лось» под патрон 9X53 предназначен для «промысловой охоты на крупного и среднего зверя. Наиболее подходящими объектами охоты являются лоси, кабаны, олени, туры, горные козлы, сайгаки, джейраны и др.».
Все эти положения неверны в принципе и служат теоретическим обоснованием для принятия столь же ошибочных конкретных решений. Эти идеи и принимаемые на их основе решения наносили и наносят серьезный ущерб охотничьему хозяйству страны, не дают возможность поднять производительность труда охотников, улучшить качество «конечного продукта» — мяса и пушнины.
Патрона, одинаково пригодного для охоты на животных, принадлежащих к разным группам дичи и в разных условиях, не было и нет.
Еще на рубеже XIX—XX вв., в эпоху создания современных систем оружия и патронов под бездымные пороха, охотникам и оружейникам стало ясно, что для охоты в различных условиях и на различных животных требуются патроны разных калибров, с пулями, различными по массе и типу, с разными начальными скоростями и энергией для каждого калибра. Патрон, хороший на охоте в одних условиях, может оказаться негодным на охоте в других, даже при одном и том же объекте охоты. Поэтому не существует ни плохих, ни хороших патронов вообще. Говорить о том, что один патрон лучше другого, можно лишь в том случае, когда речь идет о стрельбе конкретного животного в конкретной ситуации, скажем, о стрельбе серн на дистанциях 200—300 м или о стрельбе медведей на берлоге, т. е. практически в упор. В таких случаях один патрон может оказаться лучше другого.
Оружейники давно и во всем мире сделали вывод: надо создавать не патрон, а наборы патронов различных калибров и для каждого из принятых калибров — также наборы разновидностей (модификаций) каждого патрона. Так, для патрона 30-06 Спрингфилд (калибр 7,62мм), широко распространенного во многих странах мира, один из каталогов предлагает 8 разновидностей с пулями от 7,1 -14,3г, с начальными скоростями (Vo) от 735-1030 м/с, дульной энергией (Е0) от 378-403 кгсм. Патрон 308 Винчестер, который соответствует 7,62X51, предлагается тем же каталогом в 7 разновидностях. Кроме этих патронов, в Великобритании, Канаде, США популярен патрон «375 Магнум» (калибр 9,53мм) с пулями 17,5 и 19,4 и E0=589 и 600 кгс-м, а также много других патронов под нарезное оружие различных калибров.
Не меньший выбор предлагается и охотникам Европы. Кроме упомянутых патронов, европейские охотники широко применяют наборы патронов 8Х 57 IRS; 9,ЗХ 74 R— для штуцеров; 8X68, 9,3X62, 9,3X64 — для карабинов; некоторые патроны снаряжают пулями массой 17,5; 18,5; 19,5г, которые имеют Е0 от 597 до 635 кгс-м. Показательно, что речь идет о густонаселенной Европе с ее не столь уж крупными оленями и кабанами... В Чехословакии охотникам предлагают для различных видов охот патроны для нарезного оружия 11 калибров и 42 разновидностей.
В СССР в середине 1950-х годов оружейник М. Н. Блюм создал карабины калибров 5,6 и 9 мм под мощные патроны, причем были разработаны наборы патронов. Так, патрон 9X64 снаряжался пулями от 6 до 16 г и имел Е0 до 465 кгс-м. В 1973 г. советские конструкторы разработали наборы патронов под охотничье оружие калибров 5,6; 6,5; 7,62; 9,3 мм, предназначенные для отстрела всех видов промысловых животных, обитающих на территории СССР и имеющих массу от 1,3 до 1200 кг. При этом патроны 7,62X53, 9X64 и 9X74 предлагались в трех разновидностях, с различными по массе пулями, различными V0 и Е0.
Деление дичи на группы — важный вопрос. Еще, в конце XIX — начале XX в. русские охотоведы Л. П. Сабанеев и С. А. Бутурлин разделили крупных животных России на две группы: 1 — медведи, тигры, лоси; 2 — олени, кабаны, горные бараны и козлы. Для добычи животных, принадлежащих к разным группам, они рекомендовали применять разное по мощности оружие. Деление охотничьих зверей на группы в зависимости от применения оружия того или иного калибра и типа патрона обычно основано на массе животного.
Однако в конце позапрошлого века М. Журне писал: «В конце концов надо заметить, что живые существа обладают неодинаковой восприимчивостью к поранению». 50 лет спустя о том же говорил американский охотник Д. О. Коннор, отмечавший, что одно животное труднее убить, чем другое того же размера. Таким образом, при выборе патрона необходимо принимать во внимание не только массу, но и живучесть зверя, его крепость на рану, а применительно к крупным хищникам — и степень опасности: одно дело — охота на оленя массой в 150кг и совсем другое — охота на медведя с такой же массой.
С учетом этих показателей животных как дичь относят к различным группам. При этом животные, принадлежащие, согласно биологической систематике, к одной группе (например, косуля, европейский олень, лось — семейство оленей), в качестве дичи попадают в разные группы. В одну из них входят: косуля, сайгак, волк, рысь; в другую — северный и европейский олени; в третью — лось и медведь. Кабан попадает в зависимости от размеров в две группы: звери обычных размеров относятся ко второй, а особо крупные особи (более 200 кг) — к третьей группе.
Американские охотники делят крупных животных Северной Америки на схожие группы: первая — черный медведь, карибу и все американские олени, кроме вапити; вторая — гризли, лось, вапити. Утверждение о том, что один и тот же патрон, будь это 9X53 или 7,62X51, одинаково пригоден для отстрела многих зверей — от сайгака до лося — не выдерживает никакой критики.
Патрон 7,62Х51 вообще не предназначался для охоты на лося и медведя. Он был создан исключительно для стрельбы оленей. Чтобы убедить охотников в пригодности патрона 7,62X51 для стрельбы крупного зверя, Г. Карагодин относит этот патрон к «крупнокалиберным». Однако крупнокалиберным оружием в полном смысле слова везде считают оружие от 9 мм и выше. В своей оценке патрона 7,62X51 Г. Карагодин, опираясь на данные о дульной энергии этого патрона, говорит о его хорошем «убойном и останавливающем действии».
Звучит это убедительно, но именно здесь и лежит причина всех ошибок в оценке патронов, из-за которых происходит порча мяса. Дело в том, что нанесение смертельной раны не всегда совпадает с высоким останавливающим действием снаряда. Когда обсуждаются вопросы об убойной силе, останавливающем действии, то непременно находится человек, который начинает доказывать, что все это чепуха, потому что он сам (или его друг) убил лося (или медведя) из карабина калибра 5,6 мм. Такое (или еще более удивительное) иногда случается. Так, русский художник и писатель XIX в. Н. Н. Каразин однажды убил тигра дробью. Неоднократно убивали в России дробью медведя. Один индийский крестьянин уложил тигра деревянной дубинкой, окованной железом; индийский охотник-натуралист К. Сингх дважды убивал тигров из винтовки калибра 5,6 мм. В Африке в начале нашего столетия не раз добывали слонов из оружия калибра 6,5 мм; и лося, и медведя иногда действительно убивают из «мелкашек» — все это хорошо известно. Но известно также, что на один такой случай приходятся тысячи других, когда животные, раненные из несоответствующего оружия, уходят и погибают; сотни случаев, когда охотники оказываются при этом убитыми или изувеченными.
Каждый вид дичи необходимо отстреливать из того оружия и тем патроном, которые требуются для данной охоты.
Вот почему так важно иметь правильные представления об убойной силе и останавливающем действии. Говоря об убойной силе пули, С. А. Бутурлин писал, что пуля «должна убивать дичь, и притом быстро, на месте, а не мучить и ранить...» Первым признаком понятия достаточной убойности является нанесение смертельной раны при попадании снаряда в туловище зверя. Второй признак — достаточное останавливающее действие. На убойность пули влияют форма, калибр, масса, скорость, энергия снаряда и тип пули, т. е. является ли она мягкой (свинцовой), оболочечной или полуоболочечной. Поражающее действие оружия определяется многими факторами, но вовсе не одной энергией снаряда. Поэтому, говоря об убойности, нельзя оперировать только этой категорией.
Для охотников практически важнее ее второй признак — останавливающее действие: необходимо, чтобы попадание пули влекло за собой смерть весьма быстро, почти немедленно или же чтобы снаряд наносил зверю удар, лишающий его свободы движений или ошеломляющий его настолько, чтобы можно было нанести ему второй удар. Если пуля имеет хорошее останавливающее действие, то зверь падает на месте и дает себя дострелить даже при плохом попадании, совсем не по месту.